Три Долины

Категория: О спорте

Как известно, Три Долины ( www.les3vallees.com ) так и называются, потому что объединяют в одну область катания три долины в савойских
Альпах: Куршавель, Мерибель и Беллевиль. Хотя сами хозяева региона называют его «крупнейшей областью для катания в мире», я с этим готов поспорить. ИМХО, тот же Portes du Soleil по числу
подъемников и длине трасс ничуть не меньше, а по площади - значительно больше, но там не все регионы связаны системой подъемников, т.е. иногда надо снимать лыжи и идти пешком или вообще ехать на
ски-басе. В этом смысле в Трех Долинах, действительно, везде можно попасть «не снимая лыж».


Ски-пасс (если ты активно катаешься) имеет смысл покупать сразу на регион «3 долины» на весь срок катания. Про ски-пассы разговор вообще особый: ручной системы их контроля я не рассчитывал увидеть
в пятом году XXI века на самом дорогом курорте Франции. Хотя их проверяют только на ключевых связующих подъемниках, все равно это жутко неудобно, приходится либо возить его привязанным снаружи к
куртке (что не очень удобно из-за боязни оторвать и потерять), либо доставать его из кармана, что особенно «приятно» на гондольных подъемниках, когда в одной руке лыжи, а в другой палки. Неужели
содержать штат контролеров дешевле, чем поставить считыватели смарт-карт, заодно и статистику можно собирать.


Далее я хочу описать наиболее понравившиеся мне места для катания. Повествование рассчитано на подготовленных лыжников, поэтому я опускаю общеизвестные правила техники безопасности. Единственное,
что отмечу: на некоторых из внетрассовых спусков не работают мобильные телефоны из-за скал, поэтому в случае чего при катании в одиночку дать о себе знать может и не получиться.


Отдельно замечу, что со снегом нам не очень повезло, его было откровенно мало, особенно к концу второй неделе. Уверен, что при большом количестве снега все должно быть намного лучше. Хотя две
недели солнца - тоже неплохо!



БЕЛЛЕВИЛЬ


В долине Беллевиль расположены два крупных курорта: Val Thorans (www.valthorens.com) и Les Menuires с примкнувшем к нему городком St.Martin
(www.lesmenuires.com). Мы жили как раз в Ле Менуире.


В самом Менуире мне понравился район справа по долине, т.е. тот, куда ведет подъемник Masse 1. Малое количество народа и очень неплохие как трассовые, так и внетрассовые черно-красные спуски с
верхних станций Masse 2 и Lac Noir. Кроме того, с верхней станции Masse 2 есть интересный необозначенный на карте внетрассовый спуск в Валь-Торанс: выйдя с подъемника - прямо по цирку, мимо
живописного естественного озера Lac do Lou, к нижней станции креселки Plan de L’eau. Заблудиться невозможно.



В Валь-Торансе очень понравился черный необрабатываемый спуск под 150-местным маятником Cime Caron. Хотя формально данный спуск был закрыт - выход на него огорожен сеткой с соответствующим
надписями, северная сторона склона и соответствующее состояние снега позволяли позажигать от души. А вот спуск с этой же вершины в другую (южную) сторону (в направлении поселка Orelle) был закрыт
из-за камней - проверять, насколько он проезжий я не рискнул ;-)



Сказать, что ледник в Валь-Торансе меня разочаровал - значит не сказать ничего. Когда я туда в первый раз ехал, то рассчитывал увидеть что-то похожее на Хинтертукс - бескрайние идеально ровные
снежные поля. На деле это оказалось 300 метров бугров с небольшими выходами ледника.


Все попытки выйти в целину в Валь-Торансе для меня заканчивались одинаково - вырванными кусками скользяшки. Видимо, относительно большая высота в сочетании с голыми скалами - не лучшее место для
фрирайда.


Завершая рассказ о Валь-Торансе, хочу отметить очень неплохую черную обрабатываемую трассу под стыковочным подъемником 3 Vallees 2. Как ни странно, она даже к концу дня остается во вполне приличном
состоянии, т.е. без откровенного льда и бугров. Я это объясняю тем, что большинство местных отдыхающих стараются обходить стороной любые трассы, промаркированные как черные.



МЕРИБЕЛЬ


Поначалу Мерибель (www.meribel.com) мне очень понравился: лесистые спуски и отсутствие камней при разумном выходе за пределы трасс.


При переходе из Валь Торанса/ Менуира по трассе Lac de la chambre на самом верху есть отличный внетрассовый выход за скалы с последующим очень интересным спуском практически к нижней станции
6-местной креселки Plan des mains. Еще очень понравилась внетрассовое катание вдоль опор бугельного подъемника Tougnete.


И оказалось, что это практически всё, где можно кататься в Мерибеле: интересная (по карте) черная трасса Face страдала огромным количеством камней, с левой стороны долины камней было много
практически везде, а оба спуска с вершины Mont du Vallon почему то просто не понравились. Вполне допускаю, что при наличии большого количества снега Мерибель становится лучшим местом в Трех
Долинах.



КУРШАВЕЛЬ


А вот с Куршавелем (www.courchevel.com) все получилось с точностью до наоборот. В первый раз он мне жутко не понравился. Опять же обилие
камней на основных стыковочных трассах - например, основной спуск с Saulire (тот, что Combe Saulire) был в камнях просто до неприличия. Однако, пообкатавшись поболее, я нашел в Куршавеле очень
интересные варианты. Например, вместо Combe Saulire можно было спускаться по Combe Pylones (находящейся в отличном состоянии, но почему-то закрытой). Вообще, логика в закрытии трасс в Трех Долинах
отсутствует: засыпанная камнями трасса может быть открыта, а проходящая рядом и находящаяся в значительно лучшем состоянии - закрыта. Снег они таким образом экономят, что ли?



Но, все-таки, больше всего в Куршавеле мне понравился районе Courchevel 1650: отличная, без камней и льда, идеально ухоженная трасса Bel air вдоль одноименного подъемника, интересный спуск прямо по
трассе бугеля Signal, внетрассовые спуски справа и слева от него и т.д. К тому же в этом районе мало народа, и сам поселок гораздо менее пафосный и настолько же более уютный, чем Courchevel 1850.



Для любителей совсем диких мест хочу рассказать об одном замечательно маршруте: от точки, обозначенной на карте, как Chanrossa (верхняя станция подъемников Chanrossa и Roc Merlet), уходим под
гребнем по длинной траверсе в сторону национального парка. Пока есть возможность ехать по траверсе - едем, далее спускаемся к кулуарам между скал. Они (кулуары) там очень большие (как по длине, так
и по ширине) и абсолютно дикие, ощущения - просто супер! Надо только следить за состоянием снега (местами может быть очень неприятный наст) и не забывать про лавинную опасность. Внизу оказываемся
на пешеходной тропе, по которой выходим в Courchevel 1650. Общий маршрут получается довольно длинный - на час-полтора.


Район, находящийся правее от Courchevel 1850, как то не особенно понравился. Хотя при наличии хорошего снега, наверняка очень неплохо можно прохватить по черной Jokeys, ведущей в La Tania. К
сожалению, при нас это был голый лед.


В целом, конечно, Куршавель - это то место, где надо побывать обязательно. Одна взлетно-посадочная полоса на середине горы чего стОит! Ну и пиво по 8 евро - специально для русских. И при этом, как
ни странно, отличное и очень разнообразное катание.



ВЫВОДЫ


Три Долины - это место, куда можно и нужно ездить. Огромный выбор трасс, внетрассовых спусков и подъемников дает возможность каждому найти то, что он хочет, даже в случае малого количества снега.
Хотя, конечно, в этой бочке меда есть и ложка дегтя: большое количество соотечественников, неоправданно высокие цены на все и идиотская система контроля ски-пассов.