Ставим детей от х до ти лет на лыжи

Категория: О спорте


Видео инструкцию смотреть тут «Осторожно, дети!», 5 мин 25 сек. или тут Волен 2008, 3 мин 06 сек.


Кому нужна эта статья: тому, кто собрался обучать ребёнка от 2-х до 5-ти лет горным лыжам. Статья написана на основании личного опыта. Некоторые рекомендации могут показаться нелогичными с
теоретической точки зрения, но на практике работали хорошо. В статье учтён опыт предыдущих поколений, а также описано несколько личных ноу-хау.


С чего начать: Во-первых, нужно понять, что ребенку это обучение не нужно, а нужно оно, скорее всего, родителям, т.е. вам. Во-вторых, нужно ответить на вопрос - какой цели вы добиваетесь:
сделать из ребёнка чемпиона или просто кататься вместе с ним и получать удовольствие. Для детей от 2-х до 5-ти лет первое не совсем правильно. Для чемпионов существуют спортивные школы.


Для обучения киндеров не столь важно хорошо кататься на лыжах, сколько быть хорошим детским психологом. Так что перед обучением лучше читать Б.Спока, чем Ж.Жубера.


Многое зависит и от темперамента ребёнка, от его осторожности, капризности и пр. В статье будет ориентир на некоего среднего ребёнка с достаточной осторожностью, не очень капризного и со
стандартной физической выносливостью. Крайние случаи встречаются достаточно часто, но опять же это скорее разрез детской психологии, нежели обучения горным лыжам.


Подбираем снаряжение: Лучший вариант - это самые короткие лыжи. Даже если малышу уже 5 лет и весит он 15-20 кг, первые шаги ему будет лучше делать на лыжах 70см. Скорее всего, он из них
«вырастет» за два дня катания. Так что лыжи логично брать у друзей или покупать/менять б/у, благо сейчас есть конференции для этих операций, например на www.rasc.ru или www.ski.ru. Используйте лыжи
современной геометрии, т.е. приталенные - это кардинально ускоряет процесс обучения поворотам. Палки не нужны. Шлем необходим, поскольку детей регулярно сбивают взрослые. Более серьёзная защита
нужна, если ребёнок не очень осторожный. Маска и подшлемник - очень полезные вещи, особенно в ветреную погоду в них очень комфортно. Куртку, штаны и варежки лучше подбирать так, чтобы к ним не
прилипал снег, и, в идеале, чтобы материал не скользил по снегу - в общем, обычные требования, как к взрослому горнолыжному костюму.


Первый шаг к горе: Эпиграф «Когда научитесь плавать, тогда нальём воды». Первые занятия лучше проводить дома на ковре (без ковра к вам быстро придут соседи снизу с очень конкретной целью).
Посмотрите, что делают инструктора с новичками на горе - они делают разминку. Бегают в ботинках по снегу, одевают лыжи и топают, делают приседания. Можно отработать плуг, закантовку, а так же
рассказать ребёнку где у лыжи кант, мысок, крепление и т.п. Зачем для этого ехать на гору? Ведь понятно, что ребёнок первый раз может «прожить» с горнолыжных ботинках и лыжах 15-20 минут. Совет:
перед первой поездкой на гору поиграйте с малышом раз 5-10 в горнолыжную школу на ковре дома. Он привыкнет к весу лыж на ногах, и первый выезд на гору будет более продолжительным и продуктивным.
Занятия дома просто необходимы для детей 2-3 лет, для детей постарше можно его не то чтобы пропустить, но сократить занятия до минимума.


Второй шаг к горе: Очень хорошо, если родители катаются не только на горных, но и на беговых лыжах. Всё очень просто - вы катаетесь на беговых лыжах, а ребёнок едет на верёвке за вами на
горных. Свежий воздух, зимний лес, физическая нагрузка, а киндер тем временем привыкает к скольжению. Иногда скатывается с маленьких бугорков. При таком подходе за один день можно проскользить
несколько километров, чего достичь на учебном склоне просто нереально.


Наконец добрались до горы: Подберите уклон минимальный, чтоб киндер только-только катился. Будет хорошо, если вас пустят в «лягушатник». Спустите малыша несколько раз и посмотрите, на что он
способен на горе. Сразу скажу, что у маленького ребенка нет мотивации поворачивать, поэтому поворачивать он не будет, даже если может это сделать. Какую игру придумать, чтоб ребёнок начал
поворачивать - решать вам. Можно «рулить как автомобильчик», «как кораблик», можно «как зайчик следы путать» или играть в догонялки, можно рисовать змейки, можно ставить палочки и вокруг них рулить
(но на моей практике детей не очень прикалывает ездить между палками). Конечно, показывать собственный пример. При первых спусках поставьте детей «в плуг», в этом плане за последние десятилетия
ничего нового придумано не было и на эту тему есть много информации и даже есть специальные приспособления, фиксирующие лыжи ребёнка в плуге. А при современной геометрии лыж, от плуга до резаных
поворотов у ребёнка один шаг. Дети быстро просекают момент, что если лыжу поставить на кант, она классно поворачивает.


Залезли наверх горы: При первых спусках с горы лучше малыша держать на поводке. Но увлекаться ездой с ребёнком на верёвке не стоит. Т.к. мотивации поворачивать нет, ребёнок будет «висеть» на
верёвке и ехать напрямую, не тормозя. Но до 3-х лет у вас точно не получится отпустить ребёнка на горе без поводка. Старайтесь свести функцию поводка к функции страховки. Т.е. не бойтесь дать
ребёнку разогнаться до падения, только будьте аккуратны и не задавите малыша - поводок должен быть достаточной длинным, минимум 5 метров. Не бойтесь, что ребёнок упадёт - сальто через голову для
них нормальный трюк, единственное, что их может испугать - это испуг родителя после детского падения, ну и неприятно, если в рот набился снег. Хорошая замена поводку - это лыжные палки. Схема
простая: вы держите палки с одного конца, а ребёнок с другого. Можно стоять к ребёнку лицом - тогда скорость небольшая, т.к. вы едете спиной вперёд, но полностью контролируете ребёнка. Можно стоять
к ребёнку спиной, тогда скорость выше, и малыша контролировать сложнее. Да, - ребёнок должен быть выше по склону. Старайтесь, чтобы он не висел на палках. Используя палки, очень хорошо приучать
дитя ездить поворотами, - в отличие от поводка, сцепка здесь жёсткая, и вы находитесь впереди ребёнка, задавая направление движения. Этот способ я практиковал для проезда крутых участков трассы, на
пологих ребёнок рулил самостоятельно.
И вот вы решились отпустить малыша в свободный полёт. Обратите внимание, что дети гоняют напрямую, иногда притормаживая плугом. Как я уже говорил, - это отдельная история, как мотивировать ребёнка
поворачивать. В первую очередь сами забудьте про плуг, хотя очень соблазнительно ездить именно плугом на скоростях, близких к нулю. Можно привлечь детей постарше, чтобы показывали пример. Ну и
опять игра, игра и игра. В течение всего первого сезона «без поводка» ребёнок будет постоянно срываться в езду напрямик - пресекайте такие попытки.
Перед тем как пустить ребёнка вообще в свободный полёт, т.е. без присмотра, позаботьтесь о том, что ребёнок усвоил основные правила техники безопасности на горе. Но думаю , что пятилетнего киндера
вы вряд ли решитесь упустить из виду, по этому я эту тему в пропущу.


Подъемники: Подъём, наверное, - одно из самых опасных мероприятий для ребёнка. Для двухлетнего малыша хорошо подходит бугельный подъемник(«швабра»). Киндера вы должны поставить у себя между
ног. Только ОЧЕНЬ внимательно следите, куда едут лыжики малыша! На практике в «одиночное плавание» на бугеле ребёнка можно отпускать в 5-6 лет. Есть маленькая хитрость, которую нужно подсказать
ребёнку: на горизонтальных участках пусть тормозит плугом. Вагончики (типа «яйцо») - тоже хорошо, но грузиться в них и вылезать очень проблематично. Киндер не может самостоятельно залезть в
вагончик, а держать в охапку ребёнка, свои и детские лыжи не очень просто. Кресло - проблема грамотно усадить ребёнка. Одежда и перчатки должны быть строго не из скользкой ткани. Идеально, когда
оба родителя с двух сторон поднимают и усаживают малыша. Ноги не должны свисать вниз. Практика показала, что киндер ростом до 1 метра, легко помещается вместе с лыжами под пластиковым колпаком
кресельного подъемника. Обращайте внимание, как и куда опускается страховочная трубка с подставками для ног. На 4-х и более местных креслах есть промежуточные упоры между сидушками, которые могут
очень сильно придавить ноги. Кресельный подъемник опасен тем, что страховочное оборудование там не рассчитано на маленьких пассажиров. Можно сажать дитя на колени, но я этот способ не практиковал.


И всё же немного о психологии: Если ребёнок на горе говорит, что устал, то скорее всего ему просто неинтересно или он проголодался. Из уставшего ребёнка сделать неуставшего - задача довольно
сложная. В ход могут идти переключение внимания, новая глобальная затея, мотиваторы в виде шоколадки после победного спуска. Ещё интересный момент: известно, что со своими родителями дети себя
ведут хуже, чем с чужими (капризничают, не слушаются и т.п.). В этой ситуации нужно кооперироваться с друзьями, у которых аналогичный подход к совместному отдыху с детьми - смело меняйтесь детьми и
разъезжайтесь в разные углы горки. Проверено на практике - работает очень хорошо.
Ребёнок быстро устаёт от монотонного катания, поэтому скатывание с горы на лыжах можно чередовать с валянием в снегу, катанием на санках и пр.


Заключение: Если малыша начать ставить в 2,5-3 года, то по этой методике к 4 годам бебика можно спокойно отпускать на горе. Дальнейшее его обучение не имеет особого смысла - жизнь сама
научит остальному. Ну, можно пару лет спустя 2-3 часа потратить на то, чтобы рассказать ему про параллельные лыжи, переднюю стойку и работу палками. И не забывайте следить за безопасностью ребёнка,
а также, чтобы не замёрз или не вспотел. Для детей старше 8 лет вообще подходят методики обучения для взрослых.


Чего не рекомендую делать: спускать ребёнка между ног, подмышкой, хотя это рекомендуют некоторые авторы. Т.е. всячески избегать езды "в обнимку". В большинстве случаев киндер расслабляется,
повисает на вас и вообще забывает, что он на лыжах.



Отзывы и комментарии



Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере (в WWW Конференциях)