Швейцария . ФлимсЛааксФалера.

Категория: О спорте

У этого отчета вполне могла бы быть первая часть, посвященная горным лыжам в Чехии. Но все знают, какой оказалась европейская зима в этом году, поэтому не по нашей воле катание в Йезерских горах и
Крконоше было заменено экскурсиями по Праге. Все подробности об этом, а также о подготовке поездки, визах, бронировании и проч. можно посмотреть тут: http://duskrider.narod.ru/praha2007.html А здесь - начну непосредственно с того дня, когда первый раз встали на лыжи.



06.01.2007, суббота.


Выезд из Праги к горнолыжным просторам Швейцарии состоялся в 1:50, на счетчике пробега к этому моменту от начала путешествия набежало 2375 км. Выехать из Праги в сторону немецкой границы оказалось
очень просто - почти сразу мы попали на автобан Е50 в направлении Пльзеня. Ночные дороги Чехии довольно пустынны, и никаких происшествий до самого пограничного КПП (2544км/3:50) не произошло. На
границе сонного вида погранец долго не мог понять, нафига я остановился и загородил проезд, все порывался меня прогнать, но я был занудлив и таки достал его поставить штамп. К немцам мой паспорт он
отнес сам, благо домик у них общий.


Буквально километров через 30 свернули на автобан на Мюнхен через Регесбург. Мюнхен проехали среди ночи, и ушли на Е54 в строну Меммингена. Где-то там остро стало клонить в сон, и пришлось
прерваться для часового пересыпа на заправке. С автобана свернули в сторону Линдау, для того, чтобы избежать австрийских автобанов. По территории Австрии предстояло ехать всего километров 20, и
покупать из-за этого стикер за 7,60 евро не хотелось. Зато на заправке залился до полного австрийским бензином (по 1,05е), который традиционно дешевле немецкого (по 1,28е), и купил виньетку для
Швейцарских дорог. Оказывается, она бывает только годовой, без вариантов, и стоит около 28 евро. В связи с этим, руля по берегу Боденского озера, некоторое время обдумывал варианты типа: приклеить
ее сначала на скотч, а уж потом к лобовику, дабы имелась возможность ее впоследствии отодрать и передать кому-нибудь, едущему в Швейцарию. :о)) Пришел к выводу, что это вполне возможно. Интересно,
местные гайцы учитывают такую вероятность?


За этими криминальными раздумьями незаметно подъехали к швейцарской границе. Сначала, как уже обычно в последнее время, пришлось долго приставать к немцам, чтобы поставили выездной штамп. Далее был
швейцарский КПП. До поездки много слышал о полупрозрачности въездного контроля тут: дескать, на посту запросто может никого и не оказаться, и т.д.. Так вот, докладываю: действительно, в какой-то
момент все могут свалить в свою будку, или отвернуться, но нет никакой гарантии, что это произойдет именно в тот момент, когда вы будете пересекать границу. Встать же где-то неподалеку и пытаться
улучить момент нереально.


Через 9 км после Кура свернули с автобана и углубились в горы. Навстречу двигался непрерывный поток машин - народ то ли успел накататься вчера, то ли просто переезжал в другие регионы. Через 14
километров мы уже заезжаем на парковку в Лаакс-Мурчеге. Надо сказать, что первые впечатления от горнолыжной Швейцарии оказались не радужными - уж очень все подозрительно напоминало совковую
привычку тебя ошкурить. Началось с того, что у подъемника 2 парковки: одна, поменьше, бесплатная, а другая, побольше - уже за бабки, 5 франков за весь день. Естественно, что на бесплатной мест уже
не было. Дальше - больше. В кассе, где покупали скипасы, оказалось, что за смарткарту не берется депозит, как это обычно бывает, а приходится ее приобретать в вечное пользование за 4 (или 5?) евро.
При этом нам пообещали, что мы сможем ее использовать по всей Швейцарии и даже в Австрии. (Ага, ЩАЗ…)


При этом на прямой вопрос, проканает ли эта смарткарта в Вербье, кассирша сделала глупое лицо и спросила: «А где это?» Я настолько охренел, что больше и спрашивать ничего не стал.


Покатались первый день отлично, правда, во время первого подъема в нашу соседку по креселке дважды попали снежками тупые тинейджеры-бордеры. Первый раз с нависающей над креселкой скалки, второй -
из толпы, тусящей на хаф-пайпе в районе верхней станции Grap Sogn Gion. Я, насторожившись, решил было, что придется постоянно быть начеку - однако предположение не подтвердилось.


Вечером поехали во Флимс, забирать в местном Интерхоме ключи. «Ja-ja! Das ist fantastisch!» :о)) (Нет, честно, все действующие лица при этом веселились изрядно). О-о, это был праздник жеста и
эмоции! Жизнерадостная бабулька, рисуя планы и схемы, пыталась нам объяснить на немецком дорогу к нашим апартам. Как водится, я понимал отдельные немецкие слова, она не понимала английских и
русских вообще. Где находятся апарты, мы осознали. Но вот как разыскать наше парковочное место и оттуда попасть в дом - оставалось полной загадкой. В итоге поехали заселяться в ее сопровождении и
очень правильно сделали. Ну ни хрена я бы не догадался самостоятельно, что для попадания в подземный гараж (кстати, один на несколько домов), надо сунуть ключ от комнаты в неприметный столбик,
стоящий около въезда. Дом, кстати, как и было посулено, действительно оказался в 20 метрах (по прямой) от подъемника, из окон сквозь мохнатые ели были видны вершины гор, а между елками шныряла
наглая белка.


Поскольку купили мы скипассы по 152 евро на 4 полных дня, то весь регион за это время был изъезжен вдоль и поперек. Вот обзор 220 км тамошних трасс, ну и того, что рядом с ними.



Флимс - Лаакс - Фалера.


Для фрирайда: Фрирайдеров во ФЛФ, безусловно, любят. Для поклонников внетрассового катания есть масса возможностей порезвиться. На каждой горе отведены целые зоны, а на картах есть
ранее не встречавшаяся мне маркировка трасс - желтая. (Гусары, старую шуточку про желтый снег - не вспоминать! :о))


Желтые трассы предназначены специально для внетрассового катания. По большому счету, это и не трассы вовсе, а целые зоны с обозначенным на месте правильным и безопасным выходом на целинные поля и
склоны. Один из подъемников, Cassons, поднимающий на 2675м, предназначен специально для обслуживания широченного, с полкилометра, неподготовленного склона. Мы, к сожалению, туда не попали -
подъемник не работал из-за малого количества снега. Но кое-что нам все же перепало, кратенько пробегусь по опробованным местам. 74 трасса привлекательна из-за весьма крутого склона шириной метров
100, выводящего прямо к нижней станции гондолы на Грауберг. Фрирайд-зона 76 - огромный цирк (см. фото), позволяющий спускаться практически везде, причем удовольствие там получит как начинающий
любитель целины, так и искушенный райдер, для которого найдутся несколько кулуаров покруче и узкие проходы между скал.


Если проводить аналогии - несколько спусков там местами очень напомнили ближние севера Чегета - с уходом в Доллар. Это великолепие легко достижимо с подъемника Ла Сиала, безо всяких пешеходных
экскурсий. Если смотреть на схему, то слева от черной 26 идет длинный скальный гребень, с которого ведет несколько заманчивых кулуаров. Туда попадаешь все с того же лифта Ла Сиала.


Зона 73 - широкое и пологое в верхней части поле, в середине горы сужающееся в единственный кулуар со входом метров 5 шириной, который резко уходит вбок, внизу снова расходясь широким спадом под
опорами подъемника. Впрочем, допускаю, что при большем количестве снега все будет намного проще. Мы же туда заперлись на 3 день катания, после оттепели. Была надежда, что на этой высоте все же был
минус, и целина осталась целиной. Не прокатило. В итоге получили реальную борьбу на обледенелом насте и уклоне под 45 градусов с хищно торчащими внизу скалами.


Зона 77 имеет, пожалуй, самые сложные участки в нижней части. Но для ее достижения необходимо предпринять довольно длинное пешее путешествие с подъемом через вершину или боковое ребро Vorab Pign, и
мы туда пойти поленились.


При спуске с Grap Mаsegn в Treis Palas можно найти массу внетрассовых вариантов различной сложности.


Еще есть отличный склон для внетрассового катания шириной метров 500, почему-то не попавший на схему. Чтобы попасть на него, надо с вершины Grap Sogn Gion двигаться в сторону начала черной 67, а
потом принимать еще левее, переваливая за ребро горы. Оттуда открываются широченные просторы с довольно комфортными спусками, в низу которых гарантированно выезжаешь на трассу 40. Только если уж
совсем увлечься и на спуске сильно принять вправо, то попадешь в русло ручья, из которого уже придется лезть вверх, чтобы выйти на трассу.


Для катания по трассам:


Тут возможности курорта, по сравнению с внетрассовыми несколько, на мой взгляд, меньше. Из реально сложных и интересных трасс - черная 26 в верхней части - очень крутой участок с перепадом метров
250, выглаженный ратраками, потом постепенно переходит в синюю трассу. Оба спуска в Лаакс Мурчег - красный 60 и черный 65 тоже не дадут расслабиться, особенно когда возвращаешься домой после
насыщенного катального дня. Более-менее - 66 и 67, можно прокатиться по 10, 45 и 46. Отличное место - красная 33 на леднике Фораб, идеально подходит для разнузданного карвинга на высокой скорости.
Напоминает трассы на Хинтертуксе, только размах поменьше. Синяя 32 там же, на леднике - для тех, кто еще не совсем дружит с высокой скоростью, идеальна для наработки техники начинающими и
продолжающими. Единственный минус катания на леднике - довольно длинные бугеля, подъем занимает, наверное, минут 8-10.


Возле Флимса не обнаружили ни одной интересной трассы, все спуски в поселок - синие просеки небольшой ширины, для катания их использовать проблематично. Да и красная 10-ка с Грауберга тоже не
блещет ни шириной, ни чем-либо еще. Поэтому в погоне за подготовленными трассами из Флимса есть смысл сразу подниматься яйцами на Плаун и там уже решать, где кататься. Зато все детские городки
расположены именно во Флимсе.


Все начинающие и продолжающие тусуются фактически в одном месте - катаются вдоль второй очереди подъемника Плаун - Наггенс по трассам 12 16 и17, которые мало чем отличаются друг от друга. Тут же
проходит и обучение инструкторами.


Для получения геморроя:


ФЛФ - весьма широко раскинувшийся регион. Это, к сожалению, является причиной того, что многие трассы, обозначенные на схеме, нужны только для связки между собой разных частей региона и
подъемников. Использовать их для катания может придти в голову только неисправимому извращенцу. Чтобы масштаб этого геморроя был понятней, оглашу весь список: синяя 30; 54 - вообще караул, половина
ее длины - полка шириной 2 метра. По 43 трассе, даже при идеальном скольжении, начав движение в спусковой стойке, все равно в середине придется тащиться пешком в гору. А также: красная 64; на 28-й
советую с самого верха вставать в низкую стойку - только так (может быть) вам удастся доехать до бугелей на ледник без изнурительной лыжной прогулки. 23 трасса получила свой цвет исключительно
из-за небольшого спада посередине, в остальном ее предназначение - доступ с верха креселки Mutta Rotonda (2420м) на кресло La Siala.


Для апре-ски:


А хз. Лаакс-Мурчег - довольно тихое место. Там, конечно, есть несколько баров и клуб, но разудалой гульбой а ля Майрхофен или, скажем, Зельден, там и не пахнет. Как, впрочем, и везде в Швейцарии.
Флимс в этом плане побольше и поживее. Фалера находится совсем на отшибе, в стороне от дороги. Мы туда разок для эксперимента (дерьмовый экспиренс получился - одна грязь на пологом спуске) съехали
- повторять не захотелось. Кстати, там первый раз столкнулись с креселкой, в которую надо садиться без лыж на ногах. Лыжи суются в специальный кармашек сбоку, аналогичный тем, что пристраивают
снаружи к кабинкам. Дошло не сразу.


По вечерам, отдыхая после покорения местных трасс, периодически ездили к друзьям в гости, во Флимс. Ну или наоборот, они к нам. А еще я обменивался смсками с Радомиром (aka Canon), пытаясь
организовать запланированные еще на стадии подготовки посиделки-покатушки. Сие удалось на 4 день, после того, как их группа осталась без транспортного средства (часть людей на пару дней уехала в
Милан). Соответственно, возможности у них смотаться опять куда-нибудь подальше, типа, в С.Мориц, или Арозу уже не было. В общем, неплохо так посидели в баре апарт-отеля «Ранчо», где они поселились,
обменялись впечатлениями и просто пообщались. Забегая вперед, скажу, что через пару дней удачный опыт был повторен, теперь уже у нас в апартаментах.


В целом нам со снегом скорее все же повезло - как рассказывали люди, встречавшие тут новый год, до 02.01 катание было возможно только вдоль 2-х креселок. Очереди были по 20-30 минут. И только 3
января выпал долгожданный снег (первый раз после 13 ноября).


У нас же, как уже раньше упоминалось, к вечеру второго дня пребывания изрядно потеплело, плюс был на высотах до 2600м, а на солнечных склонах снег подтаял еще выше. Причем эта температурная
аномалия наложила свой отпечаток на все катание в Швейцарии - до следующего снегопада (по-моему, произошел он 17.01) выезжать за пределы трасс ниже, чем на 2,5 км удовольствия не доставляло. Тем не
менее, 4 дня местного скипасса благополучно истекли, и встал вопрос - где будем кататься завтра. Бегло просмотрев карту Швейцарии, выбираю курорты дальше по ущелью в сторону Андерматта: известно,
что тамошние перевалы зимой закрыты. Следовательно, попасть туда можно только через наше ущелье, и лучшей возможности нам, наверное, уже не представится. Итак, решено - на завтра у нас Зедрун,
Дизентис, и, если получится, Андерматт.



Отзывы и комментарии



Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере (в WWW Конференциях)