Особенности поездки на автомобиле.

Категория: О спорте

Дороги нормальные, если только не забираться совсем на север, там только снегоходами нормально можно.... Желательно взять с собой цепи, (можно купить там на заправке) особенно при заднем приводе,
т.к. в некоторых местах снег настолько не укатан, что сесть на брюхо можно капитально и надолго. Правда я лично ездил на низкопрофильной летней резине (@:>Q) и выбирался только благодаря ПБС
(ASR) ( у меня еще и коробка-автомат :-( ), местами с трудом, но я жил в коттеджах за 20 км. от горы, дорога была сельская, просто укатанная, чего там с покрытием даже и не знаю, так и не видел. А
так дороги местами даже сухие, вообщем можно ехать. Трассы чистят постоянно. Только надо не попасть под такой аппарат - объехать его по глубокому снегу - достаточно смелое решение, дороги узкие....


Обрати внимание на аккумулятор - морозы до 30 ночью не редкость, да и масло нужно залить соответствующее (у меня было 0W-40W). Еще рекомендую взять большой веник - утром я раскапывал машину из под
снега по полчаса - щеткой! Так как руль с подогревом - обходился без перчаток, иначе очень рекомендую - машина прогреться не успевает. Еще можно закрыть радиатор картоном, согреваешься быстрее, но
я потом греться (!) начинал, так что на усмотрение. У местных, особенно в деревнях, торчит из кузова штепсель с куском провода, который на стоянке у любого дома надо втыкать в специальную розетку -
подогрев двигателя и салона. Им здорово. Парковки большей частью ничего не стоят, платные только в городах, стоят около четырех баксов в час - точно сказать не могу - пользовался кредиткой, чего
они там снимали....


Кстати, деньги лучше менять в Москве, туда можно везти и доллары, но ажиотажа они не вызывают, менять обязательно. Бакс стоит 5,6 -5,7 марки (это по расчетам из кредитки), по сути бывает 5,1- 5,2 .
В городах ограничение 40-60, на трассах - 110 (мне попадалось только это). Полицию не видел, штрафы не платил - какое там превышение на дождевой резине по снегу :). Да и гонять особо негде -
сплошные повороты между озерами, средняя скорость местами не более 50. Но штраф за превышение скорости - около $100. По непроверенным слухам антирадары запрещены, я плюнул на это, но так никого и
не встретил. Ремни обязательны, по причине отсутствия полиции обычно не пользовались. 92Е - около бакса за литр, 98Е - $1.4. Цена может отличаться на соседних заправках процентов на 10. Шипованная
резина с 1 ноября обязательна только в Норвегии и Швеции (я могу ошибаться, но я ездил, проблем никаких с этим не было).


Таможня в Выборге заняла ровно 20 минут. Визу выдают в Москве в течение часа, по приглашению, можно показать гостиничную бронь - именно так мы и делали. Стоит виза $25. Пограничники здесь спросили
о разрешении на валюту, там спросили о водке. Про страховку понятно, я думаю? Очень внимательно смотрели на талон техосмотра - чего они там хотели увидеть - понятия не имею. Обратно главное не
попасть в очередь перегонщкиков с парома в Хельсинки - это с ~17. Лучше всего обратно ехать утром (мы так и сделали, тем более в понедельник). Общие затраты настолько малы по сравнению с билетами
на самолет (нас было 4 человека), что мы как-то незаметно для себя разошлись и начали тратиться на разные приятности - я наконец-то купил там и поставил себе резинки разные, коврики, починил
подогрев сидений, мыл машину 4 раза в день (чтобы не чистить снег :-)), поменял лобовое стекло - (дешевле в 2 раза ровно) и т.д., причем на все это у меня ушло часа 3 максимум. Бензин обошелся на
всю дорогу из Москвы и обратно долларов в 300 ( но у меня двигатель 4,2 литра, жрет здорово). Если поеду еще раз, то только на машине, люблю быть независимым от погоды и местного транспорта.


Жили мы в Саариселко (это уже Лапландия, причем заполярная, ближайший аэропорт - Ivalo) - избушки среди холмов, с камином, душем, сауной, телефоном и телевизором. Есть также кухня с микроволновкой
и грилем, но мы по понятным причинам ей не пользовались. В избушку помещается легко шестеро. По виду избушка очень напоминает детство в пионерлагерях. Но только с виду. Катались там же - это два
холма посреди равнины, высота по максимуму где-то до 500 метров. Катание так себе - очень похоже на Карпаты в некоторых местах. Ски-пас на день (больше не брали) - 23 бакса. Подъемников штук 7 (те,
которые работали), пара креселок, 4 трассы освщены постоянно, народу никого, кроме нас было еще человек 40 и это при том, что была суббота, под прожекторами кататься достаточно интересно, но глаза
устают здорово (может это только у меня так).


Пиво Koff и оленина с Куосервой - изумительно. Местная колбаса, жареная на огне тоже достойна дегустации. Понятное дело - рыба. Кстати для любителей - зимняя рыбалка с гарантией улова не менее 5
кг. за часа 4. Что порадовало - в каждом более-менее крупном городе (вроде наших ПГТ) есть библиотека, она бесплатная, там стоит комп, подключенный к Интернету по ISDN. От души порадовался броузеру
на финском!! Исключительно Netscape Navigator v.3.01. Пользоваться час можно за 5 марок.


Самое сильное ощущение от поездки - ночная езда на снегоходах по замерзшему озеру после сауны и двухсоточки местного нектара - Куосервы (если кто не знает - водка местного разлива, крепость кажется
37%). Атмосфера веселая - в баре сидят местные, поют песни, хорошо, что у соседа дома собака часто воет - я привычный. Лица классические, морды красные, взгляд большей частью никакой. Нет ни
богатых ни бедных - особенно хорошо это видно по машинам. Разные развлечения вроде аквапарков присутствуют почти везде, но побывать не пришлось за недостатком времени.


Вывод, сделанный мной - можно ехать в компании человек 10, лучше семьями, никому грустно не будет, особенно тем, кто не катается. Имеет смысл ехать во второй половине февраля - солнца много,
загорать можно. Исключительно для катания я не поехал бы - мне было скушно, только то, что открывал сезон, немного скрасило общее впечатление. Трассы простые, если хочется большего - можно по
кустам и между деревьев. А так - выкат и выкат, чего с него взять... Но еще раз обязательно съезжу - в марте. Не столько покататься, сколько друзей-чайников на лыжи поставить - условия идеальные,
да и заманить проще будет. Авторство приложенных фото не мое. Одна - монтаж.