Нижний Новгород

Категория: О спорте


В своё время я, горя энтузиазмом, написал статью-обзор для портала RASC.ru, однако с тех пор многое изменилось, да и подросло уже новое поколение любителей лыж и сноубордов. Поэтому я решил
освежить материальчик, а чтобы было интересней, оставил в качестве исторического экскурса старую статью целиком в тексте, снабдив её пояснениями по каждому месту отдельно: ИМХО, так будет
наглядней. Вся новая информация выделена курсивом. Итак:


Большинство присутствующих в данной конференции, к сожалению, лишено возможности постоянно кататься в больших горах, поэтому неизбежно использование для удовлетворения горнолыжной страсти
близлежащих приземистых пупырей. Про подмосковные места катания довольно много написано, и я сам, руководствуясь этими описаниями и движимый любопытством, посвятил с семьёй один день перед отъездом
в Андорру на Новый год-2001 объезду 3-х катальных мест Подмосковья в районе Дмитровского шоссе (Волен, Шуколово (ДЮСШ Труд), д. Ильинское). Могу ответственно сказать, что если по сервису и
оснащению в целом преимущество столичных склонов неоспоримо, то по разнообразию, высоте склонов и интересности катания впереди, несомненно, склоны нижегородские. Поэтому, движимый патриотическими
чувствами, я решил составить краткий путеводитель по местам катания нижегородцев. Теперь любой, кто окажется зимой в наших краях, сможет с толком использовать своё свободное время.


Всё катание в Нижнем Новгороде и окрестностях осуществляется с высокого берега либо Волги, либо Оки. В черте города есть 5 склонов, оснащённых подъёмниками, за городом - ещё 2. (См. схемы 1 и 2). Сразу оговорюсь, что ни цивилизованных подъёмников с вытяжными бугелями, ни тем более креселок в Нижнем нет.


Эта информация слегка устарела - теперь за чертой города есть не 2, а четыре места, куда можно поехать покататься.


"Семашко".
Склон находится на волжском откосе за областной больницей им. Семашко на улице Родионова. Проезд на общественном транспорте до ост. "Областная больница им. Семашко", далее метров 400 пешком, обходя
вышеупомянутую больницу справа, на собственной машине - до деревни Подновье по Нижне-Волжской набережной, как раз подъезжаешь непосредственно к выкату. Один подъёмник, склон весьма крутой и усеян
неистребимыми буграми. Явно не для начинающих. По бокам есть парочка вариантов спуска по нераскатанному. Ни бугелей, ни лыж в прокате нет, на подъёмник пускают с бугелем любой конструкции (толщина
троса ~ 12 мм). Работает по субботам и воскресеньям в зависимости от пожеланий большинства катающихся членов клуба, обычно до 15-16 часов. Наверху имеется вагончик. В сезон 01-02 оплата за день
катания составляла 40 рублей.


К сезону 2009-2010 ничего принципиально не изменилось: разве что появилось ограниченное количество бугелей напрокат, да подросли цены соответственно прошедшему времени. Как и раньше, владельцев
сноубордов на этом склоне не ждут - это принципиальная позиция клуба.


Трамплин.
Берег Волги в районе комплекса трамплинов. Проезд общественным транспортом до остановки пл. Сенная или до ост. Институт травмотологии и ортопедии (иногда очень даже актуальное соседство ;о)),
пешком придётся идти метров 300 - 400. На собственной машине - можно прямо к верхней точке подъёмника на Верхне-Волжской набережной, или по Нижне-Волжской набережной. Там, если машина не
полноприводная, есть вероятность не доехать прямо до выката, тогда придётся идти пешком метров 200. Склон ровный, с равномерной приличной крутизной около 30 градусов, в верхней части шириной метров
100, внизу разделяется на два узких выката. Перепад около 90 м. Бугеля в виде крючка использовать не разрешают, толщина троса ~ 10 мм. Есть прокат снаряжения, правда, весьма престарелого, бугелем в
случае необходимости тоже снабдят. В сезон 01-02 прокат снаряжения стоил 50 руб./день, пользование подъёмником - 40 руб./день. Наверху есть кафе-шашлычная. Стараются работать каждый день, кроме
понедельника, если есть хоть один человек на горе, подъёмник не выключают. То есть подъёмник может не крутиться по причине отсутствия катающихся, но если подойти к ребятам в комнатку в здании
администрации комплекса трамплинов и попросить включить подъёмник, думаю, что они не откажут. Из изюминок - возможность покататься с горы приземления большого, 90-метрового, и 60-метрового
трамплинов, в период, когда нет соревнований. Обязательное условие в данном случае - спуск только напрямик, чтобы не портить подготовленную гору. При хорошем скольжении и спусковой низкой стойке
скорость в нижней части - около 100 км/ч.


От тех пор внизу построили кафешку, прокат стал поприличней, весной именно здесь бульдозером несколько лет подряд нарывали подобие парка и проводили местный контест для бордеров и ньюскулеров.
Правда, в 2007 году выделили немеряно бабла на реконструкцию всего комплекса, и эти денежки с весны-2008 начали активно осваивать. Для начала всё огородили капитальным забором, построили новый
40-метровый трамплин. Большой, девяностометровый трамплин благополучно разобрали, поменяли покрытие на горе приземления. Теперь уже, как бывало раньше, прокатиться по горе приземления не получится.
Других заметных изменений к настоящему моменту не произошло. День катания в этом сезоне стоил 300 рублей.


У Дворца спорта ("у туристов").
Берег Оки в районе нагорного Дворца спорта. Проезд общественным транспортом до остановки "Нагорный Дворец спорта", далее пешком в сторону реки метров 600, из которых половину можно проделать,
встегнувшись в лыжи, под небольшой уклон. Если на машине, то заезжать лучше с Нижне-Волжской набережной от Канавинского моста, далее по ул. Черниговской, и дальше, продолжая движение вдоль берега
Оки. Количество парковочных мест сильно ограничено, но всегда можно, вооружившись лопаткой, отрыть себе небольшую площадку. После сильного снегопада есть вероятность, что дорогу не успеют почистить
(обычного движения там нет), тогда пробиться к месту получится только на чём-нибудь джипообразном. Подъёмник один, толщина троса 12мм, бугеля любые. Трос старый, временами расплетается, профиль
склона, где подъёмник, довольно сложный, с перегибами, и периодически происходят всякие неприятности: то трос слетит с роликов, то расплетётся, то чей-нибудь бугель утянет в колесо. Есть сарайка,
где можно переодеться, и где члены местного клуба пьют чай и чего покрепче. Периодически предпринимаются попытки то в одном, то в другом месте запустить ещё один подъёмник, но стабильного
результата достичь не удаётся. Перепад высот около 100 м. Катание происходит в очень разнообразных вариантах на участке откоса шириной метров 200 с многочисленными уступами между огромных вековых
лип, которыми зарос весь склон. В стороне, примерно метров 300 вправо от верхней точки подъёмника, есть ещё один склон, так называемый "машзавод". Пожалуй, это самая крутая из местных гор. В её
верхней части снег толком не держится, а крутизна доходит до 45 градусов. Из плюсов можно отметить возможность спусков по целине между деревьев во множестве мест на участке откоса метров по 600 в
обе стороны от подъёмника. Правда, и любители внетрассового катания в основном собираются здесь, поэтому уже через день после снегопада самые лакомые местечки, как правило, раскатываются. В сезон
01-02 за право покататься в течение дня взимали 40 рублей. Никакого проката нет. Работает всё это по выходным примерно с 10-30, 11часов (зависит от того, насколько серьёзный праздник был накануне).


Здесь произошли кое-какие изменения. Например, проблемы с тросом на основном подъёмнике решены. Ещё начал более-менее стабильно работать второй бугель, установленный как раз вдоль машзавода.
Члены клуба проделали очень заметную работу по расчистке близлежащих склонов от кустарника и молодой поросли - мест, где можно потешить себя спуском по свежему снегу в крутом кулуарчике после
снегопада, заметно прибавилось. Опять же: если раньше отношение членов клуба к сноубордерам было абсолютно ортодоксальным, то теперь нет-нет, да можно увидеть спускающегося досочника. Правда, пока
выдвигаются отмазки о том, что это, мол, доморощенные экземпляры, по каким-то причинам сменившие снаряд. Однако, если так пойдёт и дальше, то, глядишь, бабло опять победит классовую неприязнь, и
сноубордеры смогут по достоинству оценить катание на этой неплохой горе. Кстати, и подъезд заметно упростился - после очередной смены начальника ГЖД дорожку, спускающуюся к реке от заправки Лукойла
на проспекте Гагарина, стали чистить и посыпать песком с солью с достойным похвалы фанатизмом: видимо, высокое должностное лицо любит вечерком попариться в отличной баньке на территории базы
Локомотив. База находится в непосредственной близости как от описываемого катального места, так и от Слуды (№4).


Слуда.
Самый заслуженный склон - его оснастили первым подъёмником аж в 1965-м. До 2001 года здесь на базе Горьковской железной дороги функционировала ДЮСШ, потом, к сожалению, финансирование окончательно
прекратили. Если добираться сюда на машине, то придётся проехать примерно на 700 метров дальше по той же дороге, что и в предыдущем случае (к "туристам"), если на городском транспорте - до
остановки "ул. Медицинская' на проспекте Гагарина, и, надев лыжи, проехать под уклон метров 500. Есть два подъёмника, на будущий год, наверное, появится третий (дублёр) для устранения очередей. В
этом году, наконец, были получены многочисленные согласования с городской администрацией, экологами и администрацией парка и началась отсыпка грунта на верхнюю часть горы. По завершении работ в
верхней части должен образоваться обширный (относительно, конечно) цирк и качество катания должно заметно улучшиться. Катание происходит по 4-5 основным трассам, расчищенным от деревьев, шириной от
5 до 40 метров. Перепад высот около 95 м.. Есть где покататься и начинающим, и спортсменам. На данный момент это - самый раскрученный из склонов в черте города. Есть прокат старенького инвентаря, в
прошлом году стоил 100 руб./день, пользование подъёмниками стоило 50 руб./день, бугелем при необходимости снабдят. Толщина тросов на подъёмниках 9,1 мм, пускают с любыми бугелями. Директор ДЮСШ
Семёнов Александр Анатольевич обещает в этом году возобновить работу секции, правда, на коммерческой основе. Благодаря его личным связям и привлечению спонсоров и городской администрации на Слуде
удаётся проводить ежегодно открытое первенство города и Кубок ветеранов. На старт заявляется обычно человек 35-40. Народу в выходные собирается много и в очереди на подъёмник, ведущий на более
простой склон, приходится выстаивать минут по 10-15, особенно если собирается много чайников, недостаточно хорошо освоивших цепляние бугелем за трос. Здесь иногда появляются редкие в Нижнем
бордеры. Катание происходит по субботам и воскресеньям гарантированно, работает простенький буфет, есть шашлыки. Вопрос с катанием в будни пока не ясен. Очевидно, всё будет зависеть о того, как
решится вопрос со спортивной школой и сколько будет желающих кататься в будни.


Здесь произошли довольно значительные изменения, и не всегда в положительную сторону. В первую очередь это касается скрытой от посторонних глаз, но непрекращающейся подковёрной борьбой за право
владения этим лакомым земельным участком практически в центре города. В своё время А.А. Семёнов благополучно подписал договор аренду земли на ДЮСШ на 49 лет, но...недолго музыка играла. С приходом
в наш регион нового губернатора все ранее заключённые договора были признаны неправильно оформленными, и началась тягомотина... Не вдаваясь в подробности, скажу, что сейчас одна из небезызвестных в
Н.Новгороде компаний всячески пытается оттягать права на земельный участком, а Семёнов со своей стороны пытается этому противостоять, используя поддержку части чиновников администрации и личные
знакомства. Чем закончится это бодалово, пока неясно. Неопределённость статуса данного земельного участка - основная причина того, что в нашем городе до сих пор нет нормального горнолыжного
комплекса: какой инвестор будет вкладывать деньги в проект, где землю могут изъять в любой момент?
Что касается остального: самый интересный, длинный бугель на крутую гору вот уже несколько лет к сезону не натягивают, что лично для меня заметно уменьшило привлекательность данного места с точки
зрения катания. Связано это ещё и с тем, что левая часть горы (если смотреть снизу), которую обслуживал этот бугель, теперь отдана на растерзание сноубордистам, для которых это место стало основным
в городе для катания. Толпа там собирается изрядная, строят себе трамплины, тусят и т.д. Тем не менее, существует конфронтация между сноубордическим обществом и горнолыжной секцией - Семёнов
ревностно оберегает свои склоны и пытается морально воздействовать на нарушителей границы, частно не особо выбирая выражения. Помогает плохо. Временами противостояние приобретает совсем уродливые
формы - в начале февраля 2010 кто-то перерубил трос. И хотя виновных не нашли, лично у меня мало сомнений в том, чьих это рук дело.
Дублирующий подъёмник установили, он работает, когда необходимо. В этом сезоне день катания стоил 300 рублей. Сноубордистов пускают при условии, что они прилично стоят на ногах и не падают при
подъёме на бугеле, создавая проблемы всем остальным.


НИИИС (научно-исследовательский институт измерительных систем).
Склон находится в микрорайоне Щербинки-2 рядом с данным жутко засекреченным в своё время институтом. Добираться на общественном транспорте до остановки "Музей Академика Сахарова" на проспекте
Гагарина (именно здесь он коротал время в ссылке), оттуда идти пешком в сторону реки метров 500-600. На автомобиле можно подъехать прямо к верху горы, но тогда сворачивать надо на остановку дальше,
и ехать, огибая НИИИС справа, между его забором и гаражами, ориентируясь на мачту высоковольтки на краю откоса. Здешнее катание в прошлом сезоне оценивалось в 40 руб/день, бугель предоставят, но за
дополнительные 15 рублей. Наверху стоят два вагончика, где члены клуба отдыхают после и во время катания. Перепад высот здесь около 110 м. Верхняя часть горы - 2 варианта, сходящиеся вместе
примерно через четверть склона; один из них серьёзно крутой, сбоку есть трамплин, на котором можно прилично прыгнуть, другой, напротив, позволяет задумчиво поковырять в носу до точки соединения
вариантов. Следующий участок склона достаточно крутой, шириной метров 35. В последней четверти трасса суживается, и резко уходит вправо, сначала полкой в обрыве берега, затем траверсом метров на 40
по самому берегу Оки. Здесь надо не тормозить, иначе до нижнего конца подъёмника можно не доехать. Подъёмник один, трос старый и периодически рвётся (день на день не приходится). Рельеф под тросом
тоже не простой, и в случае, если отцепляешься, зацепиться можно только внизу или на площадке в середине подъёма. Толщина троса ~10 мм, крючки не приветствуются. Проката и кусалова нет.


За прошедшее время принципиально ничего не изменилось. Проблемы с тросом благополучно решены, в остальном - никаких революционных преобразований. Было предпринято несколько попыток запустить
альтернативный, крутой и укороченный подъёмник по левому (если смотреть сверху) краю горы, но сейчас от этого отказались, видимо, окончательно. Основной же подъёмник работает только по выходным,
примерно с 11 часов. Здесь, пожалуй, второе в городе по привлекательности (после Дворца спорта) место для любителей внетрассового катания. Их стало гораздо больше, и целина раскатывается намного
быстрей. Если ещё лет пять назад, придя в воскресенье, я мог без каких-либо напрягов найти кучу мест с нетронутым снегом, даже не удаляясь от подъёмника, то сейчас даже спустя пару часов после
начала катания за целиной придётся уже предпринимать пешее путешествие в сторону по краю откоса. Другое следствие возросшей популярности места - то, что прокатные бугеля достаточно быстро
заканчивается, и пришедшим чуть позже девайсов тупо не хватает. Лечится это наличием собственного бугеля, но, с другой стороны, ограниченное количество бугелей - хороший способ регулировать число
желающих - в некоторые дни приходится стоять в очереди на подъём.


"Импульс"
Находится за городом, на 20-м км дороги на Богородск и Муром. Заправляли там самые невоспитанные уроды из всех, катающихся на лыжах, с кем мне доводилось встречаться. Первая попытка покататься там
была предпринята ещё лет 7 назад. Вместе с семилетним тогда сыном я заехал туда и осведомился у одного из лыжников, как бы тут покататься. Было сказано, что всё здесь решает старший, и показано на
него пальцем. Задав ему тот же вопрос, я получил мгновенный ответ: "Не получится!" После этого я перестал для него существовать, и он продолжил беседу со своими приятелями, обильно матерясь, не
обращая внимания на мальчика рядом. Пара вопросов, которые я попытался задать, была просто проигнорирована. Очевидно, что разговаривать о культуре было бесперспективно, и я ушёл. Кстати, на тот
момент много где неохотно пускали кататься чужаков, но везде разговор происходил нормально. Через пять лет, решив, что страна окончательно сменила экономический уклад, и что без денег, которые
приносят катающиеся, жить, наверное, всем трудно, я предпринял ещё одну попытку. К тому времени нигде уже не стоял вопрос: "Пускать или не пускать?" Но здесь не изменилось НИЧЕГО! Всё тот же тип с
теми же манерами. С определённым злорадством после всего этого я узнал, что в прошлом году всю гору с потрохами купил местный бизнесмен - один из дилеров ГАЗа. Так что в этом году что-то должно
измениться. Говорят, что это самая большая гора в городе, ещё могу добавить, что бугеля там были экзотичной, нигде больше в окрестностях не встречавшейся конструкции.


Ну уж вот тут наконец-то произошли значительные и положительные изменения. Комплекс действительно выкупил владелец фирмы Раша. И стал вкладывать в него какие-никакие деньги. Ныне это всё
называется «Спортивная деревня Новинки». Построены несколько коттеджей, кафе, сауна, сделан прокат снаряжения, есть езда на лошадях, снегоходах и тому подобная развлекуха. Проведены масштабные
земляные работы и работы по расчистке склона, устроен лягушатник для начинающих, проложены новые трассы. Установлена нормальная швабра на основном склоне, и приличный бугель на учебке. Многое
создано для летнего отдыха. Есть в том числе и приличный Интернет-сайт, на котором можно посмотреть всю информацию о комплексе. Адрес: http://www.novinki-nn.ru/winter/ Ну и естественно, кататься
теперь пускают всех желающих...:о))) Правда, сама гора оказалось не столь интересной, как я ожидал. К сожалению, процесс последнее время как-то застопорился - то ли кризис начал сказываться, то ли
владельцы посчитали, что хватит вкладывать, пора отбивать денежки. И основной недоработкой в этом сезоне, заметно повлиявшей на отношение заинтересованной лыже-бордо-общественности, стало
отсутствие системы искусственного оснежения. Зима оказалась малоснежной, и почти до конца февраля количество снега на склонах в Новинках, и их состояние вызывали многочисленную ругань на местных
форумах. Остаётся только надеяться, что собственники бизнеса извлекут какие-нибудь уроки из этого сезона.


"Хабаровское".
Добираться на машине до г. Богородска, от него направо, на пос. Дуденёво и далее мимо д. Сокол в д. Хабаровское. Общее расстояние от центра города около 58 км. Говорят, что по выходным организуется
доставка желающих на автобусе, но точных сведений у меня нет. Единственное место, куда на сегодняшний день вкладываются деньги. За последние два года построено просторное здание с прокатом, кафе,
возможностью остановиться на ночь. В прокат закуплено около 150 комплектов снаряжения (лыжи, по-моему, Rossignol и Dynastar). К концу сезона, наконец, начал ездить самодельный ратрак на базе Нивы,
разработанный и собранный в местном политехе. В прошлом сезоне расценки были таковы: дневной абонемент на подъёмники - 100 руб., дети до 16 - 50 руб., прокат нового комплекта снаряжения 300 руб.,
катание по трассе с падающими древками - 50 руб/час. 4 подъёмника. Тем не менее на центральном подъёмнике в выходные очередь на 10-15 минут на Катание в 3-х цирках, два из них смежные, разделённые
гребнем, по которому проходит один из подъёмников, один цирк в стороне. Общая ширина верхней части откоса, доступной с подъёмников для катания ~ 500-600 метров. Перепад высот примерно 70 м.
Работает комплекс всю неделю, кроме понедельника и вторника. Основная масса нижегородских бордеров тусуется здесь. С прошлого года допускается использование только местных специальных бугелей,
которые одновременно являются пропуском на подъёмники и выдаются при оплате катания под залог документов. Здесь, как и на Слуде, начали проводить соревнования - пару раз за сезон, в прошлом году на
них приезжала команда из Сарова.


Здесь не стоят на месте - деньги в проект продолжают вкладываться ежегодно. Проведены очень значительные работы по профилированию склонов. Лично мне, правда, изменения совсем не понравились -
склон стал со значительно более равномерным рельефом, и, в конечном счёте, менее интересным. Хотя с точки зрения массового потребителя это, наверное, плюс. Первыми в области хозяева установили
несколько подъёмников с вытяжными швабрами. Общее число подъёмников достигло 7. От бугелей при этом отказались совсем, несмотря на то, что довольно много трасс оказались в стороне от подъёмников.
Установлена нормальная система безконтактного считывания смартпасов. Как пишут сами владельцы комплекса, «Зимой база отдыха "Хабароское" предлагает более 20 горнолыжных трасс длиной от 400 до 1000
м и общей протяженностью 7,5 км. Перепад высот составляет 100-120 метров, крутизна склонов - 10-25 градусов, ширина склонов - 200-1000 м. Все склоны оборудованы подъемниками, которые обеспечивают
проходимость до 5000 человек в час.» Наконец-то установили снежные пушки, в том числе несколько переносных, что позволило при соответствующей температуре успешно подготовить два склона ещё в
декабре, невзирая на почти полное отсутствие естественного снега. Правда, цены заметно выросли - ИМХО, сиё есть последствия некоторого монополизма: в сезоне 2009-2010 сочетание «относительно
интересные подготовленные склоны с нормальным снегом» до конца февраля встречалось только в Хабароском.
Сайт комплекса: http://www.habarskoe.ru/


Следует отметить, что в местах катания 1 и 5 можно попасть на общественные работы: время от времени подъёмник выключают, и все присутствующие отправляются заглаживать гору. Все ски-тесты
организуются на склонах Слуды и Хабаровского как наиболее раскрученных мест. Правда, этим достойным делом занимался пока только Спортмастер.


Однако за прошедшее время добавилось ещё несколько мест, где можно покататься на лыжах. В первую очередь это:


Вот, вкратце, основная информация. Если будут какие-то вопросы, дополнения, пожалуйста, пишите на Е-mail.



Отзывы и комментарии



Для того, чтобы добавить свой отзыв, вы должны быть авторизованы на сервере (в WWW Конференциях)