Наши монстры. Иван Знаменский.

Категория: О спорте

Говоря об Иване Знаменском (АКА «Знамя»), стоит, прежде всего отметить, что он, по большому счету наше самое-самое, в плане new school, как это высокопарно ни звучит. Против списка «самости» Вани -
не попрешь:



  • Самый длинный список побед и призовых мест в newschool-ных дисциплинах, по которым в принципе проводятся соревнования в России.

  • Самый высокий рейтинг цитирования (количество публикаций) в российской прессе и в Интернет по лыжникам - райдерам.

  • Самые большие заработанные призовые (сколько - не скажем )

  • Самый универсальный newschool-щик - успешно выступает и в кроссе, и во фристайле - new school, и во фрирайде.

  • Самый перспективный лыжный жених… был


В конце прошлого года Иван получил серьезную травму - при мерзкой, московской оттепели не сумел разогнаться на big air-e во время соревнований Nokia Winter Action, не долетел до перегиба т
заработал продолжительный отдых - как раз в конце сезона… как настоящий PRO.



Сезон окончился. Что ты успел в течение сезона, - на каких соревнованиях выступил, какие выиграл?


На самом деле, соревнований было немного. В Самаре, на склонах «Красной Глинки» выступил на соревнованиях по квотерпайпу, биг эйр и new school, выиграл три или четыре этапа.



Ты не упомянул хафпайп. Он тебе не нравится или есть какая-то другая причина?


В этом году не участвовал. Организаторы соревнований под тем предлогом, что лыжники ломают хафпайп при приземлении (хотя это полный бред), не допустили нас к участию в пайпе, только бордеры
соревновались. Хотя в пайпе мы в этом году покатались - спасибо Кирпичу, который его построил в Новопеределкино.



А в каких соревнованиях ты сам участвуешь?


В этом году было мало соревнований, но мой любимый вид - ски-кросс. Пока могу прыгать - лежит душа и к new school, но мне кажется, что в России у ски-кросса гораздо больший потенциал. Ведь в нашей
стране традиционно интерес велик к Олимпийским видам спорта, а ски-кросс наверняка скоро станет Олимпийской дисциплиной (уже стал - прим. редактора). А new school - это больше шоу, а шоу у
нас мало кого привлекает, хотя это очень зрелищно. И серьезные чемпионаты по new school вряд ли в принципе будут проводиться у нас в стране, пока нет даже более или менее нормальных соревнований.



Как ты считаешь, какая подготовка оптимальна для ски-кросса: в жестких видах горных лыж или опыт соревнований по фристайлу?


Необходимо и то и другое. Самые высокие шансы будут у того, кто тренировался и в одном и в другом виде, как я. С Петей Снисаревским ездили пару лет назад в Финляндию - там такие пролеты - ураган,
метров по 25. А то, что у нас строят для соревнований - в четыре раза меньше. Ски-кросс на самом деле штука очень интересная, зрелищная. А если правильно соревнования организовать - массу народа
можно привлечь. Сейчас там проводят, например такие соревнования: сначала ски-кросс, а потом по этой же трассе, но снизу вверх - на снегоходах, потом то же самое делают на мотоциклах с шипами -
посмотреть на это народу собирается - о-го-го, и все платят денежки.



А какой длины трасса для соревнований по ски-кроссу нужна, чтобы провестти нормальные соревнования? Достаточно Подмосковных Сорочан или нужно длиннее?


В принципе, достаточно Сорочан. Практически, в Подмосковье это единственное место, где хоть как-то можно провести соревнования, хотя трасса будет короткая, и из-за этого накрученная, дерганая -
нелогичная. Лучше, конечно, трасса длиной километр, а то и полтора.



По итогам этого сезона кто из Российских райдеров или любителей выступает на хорошем уровне?


Если взять все сразу - new school, биг эйр, квотерпайп и хафпайп, даже и не знаю. Очень перспективный парень - Березкин Андрей из Самары - «Алкаш». Он бывший роллер, очень здорово прыгает и в
квотере и на биг эйре. Я по ски-кроссу лучший, могу и на биг эйре хорошо прыгнуть, и во фрирайде участвовать.



А если говорить о перспективе - чему имеет смысл уделять внимание организаторам, райдерам?


Я считаю, что в Росси нужно основной акцент делать на ски-кросс и хафпайп, потому что остальные виды - это шоу, а не реальные соревнования. Как только разрешили в могуле прыжки - так на любых
соревнованиях такое мочат, только держись! И наши, кстати, в призерах Европейских соревнований постоянно, вся молодежь.



А как кореллируются new school и old school? И там и там ведь трамплин есть. Это как-то связано?


Акробатика - это классика, это красиво, но связи с биг эйром нет. Это совсем другой вид. А вот с могулом, после того, как разрешили прыжки сложные, связь самая прямая. И ребята молодые в могуле
прыгают очень здорово. Они просто думают еще немного «по-старому», но это от тренеров идет, от системы подготовки: все нацелено на трассу могула, и они пока не понимают, зачем нужны биг эйр и new
school. А мы, кто постарше, через это уже прошли и понимаем, что с точки зрения профессии, дальнейшей жизни, нужно смотреть дальше вперед. Ты в спорте чего-то добился - и пора головой думать, да и
отдыхать тоже пора.



А джиббинг?


Он, как мне кажется, в виде соревнований не будет популярен. Конечно, джиббинг останется в виде шоу - кто-то запрыгнул, проехал, проскользил красиво по периле, спрыгнул. Но это может любой, никаких
умений или навыков не нужно. Три дня постоял на лыжах - и вперед. И джиббинг никогда не соберет столько зрителей, сколько их соберет ски-кросс или хафпайп. А покататсья - мне и джиббинг тоже
нравится.



Что основное с твоей точки зрения в new school?


Самое главное - стайл. Качество исполнения прыжка. Конечно, new school можно сделать настоящими соревнованиями, но мне кажется, что для этого спортсмен должен заказывать прыжок, чтобы судьи были
готовы к оценке того, что им предстоит увидеть. А то сейчас как получается? Выпрыгиваешь, а судьи друг у друга спрашивают: «А что он сделал? Ну ладно, вроде нормально сделал, давай поставим…»



С твоей точки зрения, что сейчас в себя включает понятие «фрирайд»? Это только спуски вне трасс или и элементы new school?


На самом деле я считаю, что фрирайд сегодня должен включать в себя и те элементы, которые далеко не всякий лыжник, гоняющий вне трасс, может сделать. Но это мое мнение. А те люди, которые стояли у
истоков Российского фрирайда, а сейчас в числе организаторов и судей соревнований - Макс Иванов, Коля Веселовский и Виталик Ильиных - они придерживаются другого мнения. Мне кажется, что классный
райдер должен показывать на соревнованиях все, что он умеет. И если он может с рельефа прыгнуть misty или helicopter 360 - 720, то почему бы этого не сделать? И все должно адекватно оцениваться.
Именно из-за того, что судьи не разделяют такую точку зрения, мы с Димой Кашпаром на соревнованиях в Красной Поляне не попали даже в финал. Мне Макс потом так и сказал:
«но ведь это же фрирайд, а не new school.»



Другими словами, ты подходишь к фрирайду как бы со стороны new school, а это у нас не оценивается?


В прошедшем сезоне на соревнованиях были молодые ребята, которые действительно могут мочить всерьез, и они показывали очень высокий уровень. А призы получили те люди, которые отлично катаются, но
кроме спуска не могут ничего показать. Во всех странах на соревнованиях именно по фрирайду люди делают потрясающие ньюскульные вещи, а у нас судьи хотят видеть только своеобразный «классический»
фрирайд в том виде, в котором он был и пять и десять лет назад: спуск с максимальной скоростью, прямой прыжок с чистым приземлением… Но ведь молодежь хочет делать более сложные вещи, и делает. Я не
о себе говорю - на соревнованиях было много молодых ребят, которые показывали очень хорошие прыжки и отличные спуски - на скалу fakie заезжали люди, например. А в финале оказывались люди, которые
падали, и у которых лыжи при спуске отстегивались. Это ведь тормозит развитие фрирайда, обеспечивает отставание от того, что сейчас в Европе делается.



Где удалось побывать в прошлом сезоне?


По new school было мало соревнований, а после Красной Поляны я просто не стал участвовать в соревнованиях по фрирайду. В чем смысл участия, если судьи тебя ставят на два-три уровня ниже, чем ты на
самом деле заслуживаешь? Обидно. Самара, Красная Поляна, в Волене на кубке Nokia выступил. Там я на соревнованиях по Big air связки на колене порвал. Прыгал fakie back flip 180, убрался. В летнем
лагере на Эльбрусе был. Правда, после травмы в Волене я сейчас на Эльбрус ездил так - тренироваться, восстанавливаться.



У тебя есть какие-то любимые трюки?


720, fakie… Да все они для меня любимые. Вот сейчас хочу разучить несколько новых трюков - я их уже люблю. Потому, что их надо разучить сначала, сделать. А потом, когда выучил, сделал - еще больше
люблю (смеется). Потому, что то, что я сейчас делаю - меня можно ночью разбудить, и я это сделаю. Но самый-самый любимый, для меня самый красивый - длинный-длинный медленный, затянутый 360, с
максимально большим транзитом, чтобы все фотографы успели настроиться. В прошлом году в лагере в Домбае я пирамиду перелетел. Нас всего двое ее перелетели - я и Леша Колестнов, Зиковский брат.



Для чего нужен лагерь?


Лагерь - это очень важная вещь, именно в лагере можно всем друг на друга посмотреть, причем не в том состоянии, когда ты на соревнованиях, а на тренировке. Можно вместе потренироваться, попасть в
объективы фотографов - это на первом месте стоит для всех, и для тех, кто уже стал райдером, и для тех, кто только хочет им стать. Можно друг на друга посмотреть, подсказать. Для молодых ребят -
еще и тусовка, общение. Мы-то уже натусовались.



Как тебе понравился лагерь на Эльбрусе?


Не понравилась организация. Выходишь на склон - а подъемники все лежат, ни один не работает. Или вот еще: утром выходишь, три прыжка делаешь, а потом на склоне появляются шейперы и вылет засыпают
солью. Они ведь должны только разглаживать склон, чтобы условия были абсолютно одинаковыми и на разгоне и на кикере. Скольжение меняется, но не везде, а на каком-то участке, трамплин начинает
выплевывать неожиданно сильно. Из-за этого травмы были - Илья Колестнов ребра сломал, Алексей, его брат, кусок мяса с ноги срезал, ему десять швов наложили. Я тоже убрался так, что дышу очень
трудно, может быть, тоже ребра поломал. Да и в плане отношений с организаторами как-то было некомфортно.



А где понравилось?


В Самаре. Всех всегда ждут, проблем никаких нет, встречают тебя так, как будто они только тебя одного и ждали. И такое отношение - абсолютно ко всем. Организация четкая была, комплекс там хороший,
склоны. Люди относятся к комплексу как к машине своей, с любовью, с душой. Хорошее место. Респект. Да и мороз там был, хорошо.



В Подмосковье где-нибудь нравится кататься?


Нигде. Одно нормальное место - Переделкино. И хафпайп нормальный, и фигуры постоянно готовятся, можно приехать и в 2 часа дня, и в 10 часов вечера, всегда в хорошем состоянии. Даже если катаешься
вместе с ребятами из спортшколы, у которых тренировка, трений не возникает. Если бы еще они смогли подъемники разделить - для спортсменов одни, для катающихся другие - вообще было бы отлично. В
Узкое иногда езжу, но туда далеко, в Переделкино мне ближе.



Помимо лыж что любишь делать?


Чинить автомобили. Вообще техникой увлекаюсь - автомобили, мотоциклы. Я ведь еще и мастер спорта по мотоспорту. А ремонт автомобилей - это и хлеб и хобби.



Твои планы на будущее?


Надеюсь попасть в сборную России по ски-кроссу, которая, надеюсь, должна набираться в следующем году. Не знаю, когда будет создаваться сборная - в этом году или в следующем, но думаю, что вот-вот.
А то по всей Европе уже гоняют, Кубки мира и Европы проводят, а у нас еще никто и не чешется. И вообще было бы хорошо, если бы наш министр спорта обращал побольше внимания на новые виды спорта.



Что ж, удачи тебе, и спасибо за интервью.