ноября в Екатеринбурге прошел предпремьерный показ ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО ЧТО ЖИВОЙ

Категория: Новости


25 ноября в Екатеринбурге произошли два знаковых события, которые связаны с одним именем – Владимир Высоцкий.
В 18.00 состоялось торжественное открытие небоскреба БЦ «Высоцкий» - 54-этажного красавца с огромной надписью на фронтоне "ВЫСОЦКИЙ", а в 20.00 в Киноконцертном театре «Космос» – предпремьерный показ фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой», на который приехала съемочная группа, включая сценариста фильма, сына Владимира Высоцкого -  Никиту Высоцкого, режиссера  фильма – Петра Буслова и актеров, сыгравших в фильме - Андрея Смолякова, Оксану Акиньшину и Дмитрия Астрахана. Представлял фильм также друг и многолетний коллега по сцене Владимира Высоцкого – Вениамин Смехов.

Фильм имеет все задатки, чтобы стать культовым. Не только потому, что это первая художественная лента о Высоцком, что он основан на реальных событиях и что в тайне держится имя актера, сыгравшего главную роль. Но и потому, что фильм стал революционным в смысле технологий – технологии CGI (которые использовались на съемках «Аватар») и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий искали идентичность с голосом.
«Высоцкий» – кино, стилизованное под позднесоветские времена, на которые пришелся пик популярности Владимира Семеновича. Бесконечные концерты, слежка КГБ, ненависть и бессилие партийного руководства, конфликты с обеими возлюбленными, алкоголь, клиническая смерть – все это мелькает на экране, отражая бешеный темп жизни музыканта.
Создание фильма длилось пять лет. Первым режиссером был Игорь Волошин, пригласивший на главную роль в картине Сергея Безрукова. Для исполнения роли Владимира Высоцкого его загримировывали до неузнаваемости и фактически полного совпадения с прославленным поэтом и певцом 70-х. Изначально предлагалось использовать 3D-графику, как в высокобюджетных американских картинах, но, как говорится, не потянули и выкручивались подручными средствами. Как рассказал в своем интервью сам Игорь Волошин, картина была выстраданной, рассматривалось множество вариантов актеров на главную роль, были и предложения использовать двойников, но все-таки была сделана ставка на профессионализм и актерский талант. На кинопробах «Высоцкого» в лице  Сергея Безрукова фактически сразу начал возникать образ Владимира Семеновича, но, когда на площадке появлялись другие актеры, становилось заметно, что это не всеми узнаваемый певец. «Вроде бы все в порядке, но что-то не так… И вот это «что-то не так» заставило меня покинуть проект, - пояснил Игорь Волошин. - Я позвонил Константину Эрнсту и высказал свою позицию».
Другая версия, что Волошина попросили уйти, так как общая концепция фильма вырисовывалась довольно мрачной и походила на фильм о вреде наркотиков. Главный герой на протяжении фильма валялся в луже рвотных масс и продюсеры побоялись, что народ не примет ТАКОГО Высоцкого.
Режиссерскую эстафету передали не менее известному режиссеру Петру Буслову, автору культовой ленты «Бумер». Он и снял в итоге этот шедевр отечественной киноиндустрии. В актерский состав фильма «Высоцкий» вошли такие знаменитые актеры, как Оксана Акиньшина, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Владимир Меньшов, Максим Леонидов, Сергей Шакуров, Владимир Ильин, Дмитрий Астрахан, Анна Ардова, Владимир Меньшов и другие.  Фильм рассказывает зрителям о небольшом промежутке жизни известного певца  Владимира Высоцкого – о концерте в Узбекистане 1979 года, после которого Владимир Семенович пережил клиническую смерть. Бюджет фильма составил 12 000 000 долларов.  

Одна из главных интриг проекта – имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». Автор сценария и продюсер фильма Никита Высоцкий объясняет это так: «Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого. Повторяю: образ. Максимально похожий на него. Это не клон, не двойник, это художественный образ, созданный с помощью современных технологий».
Сюжет картины охватывает конец 1970-х годов, особо драматичный пласт жизни Владимира Высоцкого. Основное действие фильма происходит в Ташкенте. Главная интрига картины — имя исполнителя главной роли — так и останется загадкой. Сценаристом и продюсером фильма выступил сын Владимира Семеновича Никита Высоцкий. Вот что он рассказывает о выборе актера на главную роль: «Мы быстро убедились: если нет максимального внешнего подобия, этого героя нельзя называть Владимиром Высоцким. Еще когда ни одной строчки не было написано, мы думали, кого пригласим, с кем будем работать, как мы его будем стричь и учить играть на семи струнах. У нас уже тогда было несколько хороших актеров, но мы поняли, что полного сходства не получится. Что героя тогда нужно назвать Петя Сарделькин, что и петь песни он должен не Высоцкого, а какую-то стилизацию под него. Потому что Высоцкий в сознании, в душе огромного количества людей, в том числе и у нас, — это определенный голос и совершенно определенные внешние данные: лицо, пластика, походка, фигура. И с этим ничего не поделаешь. Высоцкий не просто снят на видео — он до сих пор крупным планом на экране. И Высоцкий — это он. А наш актер — не Высоцкий. Мы остановились, хотя уже должны были снимать. И дальше была проделана огромная актерская работа. Я уверен, что когда-нибудь этому человеку воздастся, и жизнь его наградит, он действительно согласен, чтобы его фамилии не было в титрах. Чтобы это был не актер, а образ Высоцкого. И я всем говорю, что это не клон. Обвиняют, что сделали какого-то резинового... Это максимально похожий, но художественный образ, сделанный современными кинотехнологиями. То, что мы сделали, в таком объеме никто в мире никогда не делал. Многое удалось, и нам есть чем гордиться».
Фактически «Высоцкий» – это первый российский фильм, исполнитель которого сложен из нескольких составляющих: настоящий актер, масса накладок и смоделированный на компьютере голос.
Кроме технологий грима и звука, фильм  отличается исключительно качественной картинкой. По словам оператора Игоря Гринякина, большое американское кино снимают на анаморфорт Panavisiоn – это определенная система линз, позволяющая получать более привычное человеческому глазу изображение, чем это бывает в обычном кино. В СССР была школа анаморфота, но Россия эту школу утратила. На "Высоцком" была предложена идея: если мы все помним Владимира Семеновича на экране – а мы его помним – надо снимать в анаморфоте. Решили использовать раритетные объективы, чтобы попасть, во-первых, в эпоху, а во-вторых – поддержать зрелищность и красочность в большой постановке. Через друзей нашли старые объективы. Два дали в компании «Элит», это бывшая «ЛОМО», она единственная в стране производит анаморфотные объективы, и их знают во всем мире. Как-то я встречался с Янушем Каминским, оператором Спилберга. Про Россию он знает только водку, матрешку и «Элит». Знаете, старые советские объективы невероятно красивые. Это само по себе произведение искусства».
Кроме раритетных объективов, «попасть в эпоху» помогли вещи, найденные художницей по костюмам  Екатериной Шапкайц. «Нитку между современным зрителем и тем, что происходит на экране, непременно надо протянуть, что бы ни снимали – Средневековье, войну, чуму. Удачно, что виток моды пошел на сближение с 70-ми годами. Десять рубашек поло – Высоцкий такие очень любил – нашли в бутике у фирмы, где есть классическая линия вещей, которые не меняются десятилетиями. Потом в Стокгольме в секонд-хендах отыскали отличные куртки, пиджаки и джинсы 1970-х годов… Когда артист выбран удачно, его очень легко одевать. К нему сразу прыгают брюки, а рубашки надеваются сами собой. То, что на картине не было проблем с одеванием – это в первую очередь правильный выбор артистов на роли».  
Мне посчастливилось быть в качестве организатора на предпремьерном показе, и отмечу, что в фильме о Владимире Высоцком очень сильный актерский состав. Ни разу на протяжении двухчасового просмотра не возникло чувства фальши. И, судя по тому, что весь 2000-ый зал стоя апплодировал создателям в финале, не только у меня. Согласитесь, на таком материале это многого стоит. Благодаря всем этим составляющим – технологическим и человеческим – фильм ПОЛУЧИЛСЯ.
По словам Дмитрия Быкова - известного поэта и публициста - основная мораль картины очень важна для современного российского общества, отравленного гламуром и культом потребления: «Если вы хотите хоть что-то в России изменить или хотя бы остаться в ее памяти, вам нужно с нечеловеческой интенсивностью завышать все планки, жечь свечу с двух концов: иначе и вас, и страну ожидает болото. Быть собой тут можно только в непосильном напряжении – это одинаково касается и нас, и Родины».
1 декабря фильм выйдет во всех кинотеатрах страны и в Европе. Смело идите и смотрите, не опасаясь обмана в лучших чувствах. Это настоящее КИНО, достойное своего названия.
Режиссёр: Петр Буслов
Автор сценария: Никита Высоцкий
В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Андрей Панин, Максим Леонидов, Дмитрий Астрахан, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Сергей Шакуров

 

Ну а если без тайн, супер грима и прочих технологий, то что конкретно торкнуло? 1. удивительно, но при моем очень щепетильном отношении к этой теме, режиссеру и актерам удалось заставить по-настоящему сопереживать. А это именно то, чего мы ожидаем от искусства.
2. не было разочарования и неприятия. Когда в конце зал встал и зааплодировал, было ощущение, что все выдохнули, отбросив опасения.
3. понравилось, что при просмотре не возникало ни ощущения убогости, ни противоположного, когда смотришь фильм, а видишь - сколько денег вбухали!
4. весь фильм крутилась мысль - второго такого не было и нет! Массированная реклама прям настораживает. Как бы не разочароваться...
Вспоминаю часто Высоцкого на Таганке, да и в вуз к нам пару раз приезжал выступать...